МУКАЧЕВСКАЯ И УЖГОРОДСКАЯ ЕПАРХИЯ
Том XLVII, С. 625-632
опубликовано: 28 февраля 2022г.

МУКАЧЕВСКАЯ И УЖГОРОДСКАЯ ЕПАРХИЯ

Содержание

Кафедральный собор в честь Почаевской иконы Божией Матери в Мукачеве. 1993 г. Фотография. 2015 г.Кафедральный собор в честь Почаевской иконы Божией Матери в Мукачеве. 1993 г. Фотография. 2015 г. УПЦ МП, включает 8 районов Закарпатской обл. Украины: Береговский, Великоберезнянский, Воловецкий, Иршавский, Мукачевский, Перечинский, Свалявский и Ужгородский. Епархия разделена на 10 благочинных округов: Береговский, Великоберезнянский, Воловецкий, Иршавский, Мукачевский, Великолуцканский, Перечинский, Свалявский, Среднянский, Ужгородский. Кафедральные соборы: в честь Почаевской иконы Божией Матери в г. Мукачеве (венг. Мункач) и Крестовоздвиженский в г. Ужгороде (венг. Унгвар). Правящий архиерей - архиепископ Феодор (Мамасуев; с 23 дек. 2007). На 1 янв. 2011 г. в епархии насчитывалось 346 приходов, 7 женских и 10 мужских мон-рей. В клире епархии состояли 335 священнослужителей (318 священников и 17 диаконов). Правосл. кафедра в юрисдикции К-польского Патриархата основана в Мукачеве не позднее 31 июля 1491 г., с 1646 г.- униатская (в 1780 перенесена в Ужгород с сохранением прежнего названия). Православная кафедра в Мукачеве была возрождена в 1931 г. как Мукачевско-Пряшевская епископия Сербской Православной Церкви (СПЦ), с 1945 г. с совр. названием в юрисдикции Украинского Экзархата РПЦ, с 1990 г.- УПЦ МП. О христианизации территории и истории Православия в М. и У. е. до 1-й трети XX в. включительно см. в ст. Закарпатье (также: Юрасов М. К. Подкарпатская Русь - одна из колыбелей христианства у вост. славян: Очерки ранней истории русинов. Саарбрюккен, 2013). О православно-униат. отношениях см. также: Ужгородская уния.

Предпосылки образования М. и У. е.

(1931-1945). В 1931 г. правосл. духовенство чехословацкого Подкарпатья (Подкарпатской Руси, Закарпатья) провозгласило восстановление правосл. епархии с центром в Мукачеве. Ввиду того что в ее состав вошли и православные приходы Пряшевщины (Пряшевская Русь), епархия получила название Карпаторусская правосл. Мукачевско-Пряшевская епархия.

Поскольку православные Подкарпатья находились в юрисдикции СПЦ, Архиерейский Собор СПЦ во главе с патриархом Варнавой с согласия чехословацкого правительства избрал 19 сент. 1931 г. 1-го епископа новообразованной епархии -Дамаскина (Грданичкого), хиротония к-рого состоялась 29 нояб. 1931 г. в Сремски-Карловцах. 5 дек. того же года он приехал в Мукачево, где на следующий день состоялась его интронизация.

Мин-во школ и народного образования Чехословацкой Республики (ЧСР) решением от 13 авг. 1935 г. выделило субсидию в размере 150 тыс. крон на строительство епископской резиденции. Еп. Дамаскин добился от чехословацкого правительства того, что с 1932 г. правосл. священники наравне с духовенством др. вероисповеданий начали получать зарплату на основании закона от 25 июля 1926 г. В мукачевском Николаевском мон-ре еп. Дамаскин открыл епархиальные курсы для правосл. духовенства (действовали с 7 авг. по 2 сент. 1933). В 1929 г. епархиальный устав был официально утвержден правительством ЧСР, но до 1935 г. много времени уделял утверждению устава; в апр. проект епархиального устава был рассмотрен членами Епархиального совета.

При еп. Дамаскине Мукачевско-Пряшевская епархия получила законченную структуру управления, епархиальный устав и была признана чехословацкой властью наравне с другими религиозными конфессиями. Финансовая поддержка правительства в строительстве культовых сооружений и выделение субсидии православным священникам способствовали их консолидации вокруг СПЦ, начался расцвет монашества. Активная миссионерская деятельность православного духовенства в 1931-1938 гг. была направлена на увеличение количества верующих и расширение географии православного движения. 22 авг. 1938 г. еп. Дамаскин (Грданичкий) выехал в США.

В июне 1938 г. на вакантную Мукачевско-Пряшевскую кафедру был избран Владимир (Раич). 30 окт. 1938 г. состоялась его хиротония во епископа в Белграде. 16 нояб. того же года еп. Владимир приехал в Мукачево, где 20 нояб. состоялась его интронизация. В интронизации принял участие представитель Архиерейского Синода СПЦ еп. Серафим (Иванович). Под рук. еп. Владимира было 130 приходов, в т. ч. 12 расположенных на Пряшевщине в 6 благочиниях, 5 мон-рей и 13 скитов (417 насельников).

11 окт. 1938 г. чехословацким правительством в соответствии с предоставленным региону автономным статусом было утверждено 1-е автономное правительство Подкарпатской Руси, состоявшее из коалиции карпаторусинских автономистов во главе с А. И. Броди, сторонников «украинского направления» во главе с А. И. Волошиным (по их инициативе параллельно стало использоваться также название этого региона Карпатская Украина). 26 окт. Волошин стал новым главой правительства Карпатской Украины.

К тому времени в Закарпатье имелось неск. приходов, 12 клириков были в юрисдикции архиеп. Пражского и всей Чехословакии (К-польский Патриархат) Савватия (Врабеца). В кон. окт. 1938 г. архиеп. Савватий прибыл в Закарпатье. 23 нояб. того же года его принял Волошин, они обсуждали положение правосл. Церкви в Карпатской Украине. В тот же день члены синодального комитета, который был создан для управления священниками-савватиевцами, подали прошение правительству Карпатской Украины о признании К-польской юрисдикции во главе с Савватием и утверждении нового временного устава епархии, к-рая получила самоназвание Карпатская Украинская Православная Церковь. К прошению прилагался текст временного устава.

Согласно уставу, планировалось реорганизовать Церковь в Украинскую правосл. митрополию на основании томоса К-польского патриарха Мелетия IV (Метаксакиса) от 6 марта 1923 г. Митрополия должна была сохранить каноническое единство с К-полем и стать частью Чешскословацкой архиепископии, поддерживая связь через митрополита. Создавалось митрополичье управление. Языком ведения документации был украинский. Основателями Украинской правосл. митрополии выступали церковные общины сел Копашнево, Дубовое, Волоское, Н. Колочава, Горб, Королёво и мон-ри в Чумалёве, Дубровке, Дубовом. Митрополитом был провозглашен архиеп. Савватий (Врабец). Но правительство Карпатской Украины не признало этот устав, опасаясь возможного обострения противостояния между сторонниками еп. Владимира (Раича) и последователями архиеп. Савватия.

В связи с тем что 2 нояб. 1938 г. к Венгрии отошла зап. часть Закарпатья с городами Ужгород и Мукачево, 26 нояб. епископ переехал в г. Хуст, к-рый стал столицей Карпатской Украины. В Мукачеве еп. Владимир оставил администратора - игум. Аверкия (Таушева), в его ведении оказались архиерейская резиденция и епархиальное имущество, а также номинально все приходы и мон-ри на территории, к-рая отошла к Венгрии. Для управления епархией в новых условиях еп. Владимир реорганизовал Духовную консисторию, включавшую духовный суд, школьное, монастырское и епархиальное управления. Во главе этих подразделений епископ поставил близких к себе людей из местного духовенства. В связи с тем что главой автономного правительства был униат. свящ. Волошин, в церковных кругах опасались, что новая власть может враждебно относиться к правам православных. Но это опасение не оправдалось. 28 нояб. 1938 г. еп. Владимир лично посетил главу правительства Волошина, заявив о лояльности Карпатоукраинскому гос-ву и его правительству.

21 дек. 1938 г. Волошин встретился с делегацией правосл. верующих, в состав к-рой вошли Сербский митр. Иосиф (Цвийович), еп. Владимир (Раич), архим. Алексий (Кабалюк). Глава делегации митр. Иосиф от имени Синода СПЦ заверил президента в том, что правосл. Церковь будет лояльна к правительству Карпатской Украины и не будет вмешиваться во внутренние дела автономного правительства.

Однако уже 25 дек. 1939 г. Синодальный комитет архиеп. Савватия через газету сторонников Волошина «Новая свобода» призывал всех, в т. ч. и «бывших» священников (к-рые были отлучены Савватием), и тех, к-рые имеют богословское образование, обратиться в комитет для участия в Соборе сторонников Савватия. 29 дек. в Хусте состоялось 1-е пленарное заседание Синодального комитета, на котором было ок. 100 чел. Избранная на Соборе делегация встретилась с премьером Волошиным, министром Юлианом Реваем и начальником Мин-ва религии и образования А. Штефаном. Все чиновники обещали делегатам полную поддержку в создании независимой «украинской православной юрисдикции Закарпатья» во главе с Савватием, но из-за захвата Карпатской Украины венгерской армией в марте 1939 г. этот проект не был реализован.

В нач. 1939 г. в Будапеште было принято решение создать в Венгрии автокефальную Православную Церковь Карпатской Украины; с этой целью в Закарпатье стали поддерживать группу духовенства, к-рая с 1923 г. подчинялась Пражскому архиепископу. 10 июня 1940 г. венг. солдаты закрыли правосл. мон-рь в с. Теребле, монахи были арестованы. Только после вмешательства еп. Владимира деятельность мон-ря была возобновлена. Еп. Владимир был осведомлен о том, что «савватиевцы» ведут против него работу. В своих посланиях он обличал прот. Михаила Попова и др. священников, к-рые в своей деятельности ориентировались на венг. правительство.

Несмотря на тяжелое положение Мукачевско-Пряшевской епархии в связи с венг. оккупацией ее территории, еп. Владимир активно посещал приходы, рукополагал духовенство, освящал храмы. По его указанию в 1939 г. был возобновлен интернат для православных учеников православной гимназии в Хусте, основанный в сер. 20-х гг. XX в. архим. Алексием (Кабалюком). Много пастырских посещений было совершено в авг. 1939 г.

Очень сложной оставалась ситуация в Пряшевской части епархии. После провозглашения Словацкого гос-ва (14 марта 1939) и полной оккупации Подкарпатской Руси еп. Владимир не мог в полной мере окормлять приходы в Вост. Словакии. На территории Словакии действовали в то время 12 приходов епархии, мон-рь прп. Иова в Ладомирове (др. название - Владимирово) и 2 церковные общины в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского). В июле 1939 г. еп. Владимир посетил мон-рь прп. Иова, вместе с благочинным приходов прот. Василием Соловьёвым объехал правосл. села Пряшевщины. 25 июля того же года настоятель мон-ря прп. Иова игум. Серафим (Иванов; впосл. архиепископ) подал Архиерейскому Синоду РПЦЗ донесение, в к-ром указывал на необходимость передачи правосл. приходов в Словакии под управление епископа Берлинского и Германского Серафима (Ляде). К донесению была приложена копия докладной записки прот. В. Соловьёва еп. Владимиру с аналогичными предложениями. Записка была подана епископу, вероятно, во время его пребывания в Словакии. Руководители РПЦЗ поддержали предложение, но указали, что передача должна быть осуществлена только с согласия СПЦ.

В связи с политическим отделением Пряшевской Руси от Подкарпатской Синод СПЦ решил передать правосл. приходы Пряшевщины из ведения еп. Владимира (Раича) в непосредственное подчинение патриарху Сербскому Гавриилу V (Дожичу). В новых условиях патриаршим наместником-администратором был назначен прот. В. Соловьёв. Т. о., юрисдикция СПЦ над правосл. приходами Вост. Словакии была сохранена.

После нападения Германии на Югославию еп. Владимиру было предложено вместе со всеми священниками епархии принять венг. гражданство, но архиерей отказался. 11 апр. 1941 г. на железнодорожном вокзале в Мукачеве епископ был арестован. Венгры держали владыку под арестом в загородном доме Римо-католического епископа в г. Вац (Венгрия), но, несмотря на это, еп. Владимир смог наладить связь с архиеп. Серафимом (Ляде) и попросил его о принятии в управление приходов Вост. Словакии. 19 июля 1941 г. еп. Владимир был выслан в Югославию. Патриарх Гавриил, к-рому непосредственно подчинялись эти приходы, находился в концлагере Дахау.

12 апр. 1941 г. регент Венгрии М. Хорти назначил «администратором греко-восточных венгерских и греко-восточных русинских церковных частей» прот. М. Попова. Все действия Попов согласовывал с Савватием, к-рый еще 26 сент. 1940 г. издал указ о назначении Попова своим администратором в Венгрии. Архиеп. Серафим (Ляде) 16 сент. 1941 г. известил настоятеля мон-ря в Ладомирове игум. Серафима (Иванова) о том, что он берет под свое окормление мон-рь и все православные приходы в Словакии. 22 окт. архиеп. Серафим (Ляде) посетил столицу Словакии Братиславу, где встретился с представителями мон-ря прп. Иова архим. Нафанаилом и прот. В. Соловьёвым. На совещании владыка принял под свое окормление правосл. приходы Вост. Словакии и назначил прот. В. Соловьёва на должность администратора этих приходов.

22 мая 1942 г. Архиерейский Синод РПЦЗ постановили преобразовать Германскую епархию в Среднеевропейский митрополичий округ, к-рый возглавил возведенный в сан митрополита Серафим (Ляде). В состав этого округа вошли все правосл. общины в Австрии, Словакии, протекторате Чехии и Моравии, значительная часть к-рых оставалась в серб. юрисдикции. После ареста еп. Владимира правосл. приходами в Закарпатье управлял администратор игум. Феофан (Сабов).

30 мая 1942 г. гестапо арестовало архиеп. Савватия. На встречах 11 и 20 янв. 1943 г. прот. М. Попов обсуждал с митр. Серафимом (Ляде) положение правосл. Церкви в Венгрии.

К нач. 1943 г. в Мукачевской епархии были сформированы такие церковные структуры, как Епархиальное управление, Духовная консистория, церковный суд. Епархия была разделена на 7 благочиний: Мукачевское, Иршавско-Свалявское, Воловецкое, Хустское, Теребельское, Тересовское, Раховское. На территории епархии действовало 112 приходов, 45 приписных приходов, 13 мон-рей и скитов.

В июне 1943 г. прот. М. Попов был снят с должности администратора. На этой должности был восстановлен игум. Феофан (Сабов), сторонник серб. юрисдикции, готовивший возвращение еп. Владимира.

В сент.-окт. 1944 г. Красная Армия освободила Закарпатье. 26 нояб. 1944 г. в Мукачеве состоялся 1-й съезд народных комитетов, принявший Манифест о вхождении Закарпатья в Украину. Съезд избрал высший орган гос. власти - Народный совет Закарпатской Украины (НСЗУ) в составе 17 чел.

Священники правосл. Церкви принимали участие в работе народных комитетов, были делегатами съезда и поставили подписи под манифестом. Мн. представители правосл. духовенства были избраны в сельские и окружные органы власти. Секретарь епархиального управления прот. Иоанн Кополович стал членом НСЗУ и возглавил «комиссию по расследованию зверств оккупантов».

Одновременно начался процесс вхождения Мукачевской епархии в РПЦ. 18 нояб. 1944 г. в Хусте состоялось собрание правосл. духовенства, на к-ром решили обратиться к Собору СПЦ и просить его дать согласие на переход Мукачевско-Пряшевской епархии в состав РПЦ. На этом собрании было решено послать в Москву правосл. делегацию, к-рая должна была просить Синод РПЦ дать согласие на вхождение Мукачевско-Пряшевской епархии в РПЦ. Делегатами были единогласно избраны: игум. Феофан (Сабов) - администратор епархии, архим. Алексий (Кабалюк), прот. Димитрий Беляков - советник епархии, прот. Иоанн Кополович (впосл. архиеп. Кишинёвский и Молдавский Ионафан) - секретарь епархии и П. В. Линтур - директор Хустской гимназии. Участники собрания написали письмо на имя И. В. Сталина, где изложили свое мнение о дальнейшем развитии правосл. Церкви в Закарпатье.

19 нояб. 1944 г. представители правосл. духовенства обратились к местоблюстителю Патриаршего престола митр. Ленинградскому и Новгородскому Алексию (Симанскому) с просьбой поддержать их ходатайство перед Синодом СПЦ о передаче Мукачевско-Пряшевской епархии в юрисдикцию Московской Патриархии, а также принять делегацию во главе с игум. Феофаном (Сабовым). В Москве делегация правосл. духовенства Мукачевско-Пряшевской епархии находилась с 7 по 13 дек. 1944 г. Закарпатцы просили митр. Алексия содействовать с помощью гражданских и военных властей в перераспределении церковного имущества между православными и униатскими приходами, предоставить возможность подготовки в Московском правосл. богословском ин-те своих кандидатов в священники, поставлять в их епархии церковно-богословские книги, способствовать оказанию материальной поддержки Мукачевско-Пряшевской епархии.

15 марта 1945 г. председатель Совета по делам РПЦ Г. Г. Карпов подал Сталину, В. М. Молотову и Л. П. Берии на согласование текст инструкции о переходе православных Закарпатской Украины в юрисдикцию РПЦ; 17 марта документ был одобрен.

В апр. 1945 г. Московская Патриархия направила делегацию во главе с еп. Кировоградским Сергием (Лариным) в Югославию. Делегацию принял глава Синода СПЦ митр. Скоплянский Иосиф (Цвийович) (патриарх Гавриил находился еще в концлагере). Еп. Владимир (Раич) согласился на передачу управляемой им епархии в юрисдикцию РПЦ. На заседании Синода 6-8 сент. 1945 г. было принято решение о переходе Мукачевско-Пряшевской епархии в состав РПЦ. Синод СПЦ отправил еп. Владимира (Раича) в Москву, где он был принят патриархом Алексием I. 22 окт. состоялось заседание Синода РПЦ, на котором еп. Владимир (Раич) зачитал письмо митр. Иосифа (Цвийовича), последний сообщал о решении Синода СПЦ передать Мукачевско-Пряшевскую епархию в ведение РПЦ.

14 окт. 1945 г. патриарх Алексий I возглавил хиротонию Нестора (Сидорука) во епископа Уманского, викария Киевской митрополии, одновременно назначив его администратором правосл. Мукачевско-Пряшевской епархии (уже без указания в титулатуре определения «Карпаторусская», поскольку это не соответствовало территориально-адм. делению). С 24 окт. 1945 г. Нестор титуловался как епископ Ужгородский и Мукачевский. Новая титулатура свидетельствовала о стремлении церковных властей к тому, чтобы центр епархии совпадал с центром области, т. е. о намерениях перенести епископскую кафедру из Мукачева в Ужгород (территория Пряшевской Руси, отошедшая Чехословакии, была включена в состав Пражской епархии, в 1950 была образована самостоятельная Пряшевская (ныне Прешовская) епархия).

6 нояб. 1945 г. епископы Владимир и Нестор прибыли в Мукачево, где последний принял епархиальный архив, 11 нояб. в кафедральном храме Мукачева состоялось первое богослужение во главе с еп. Нестором. В июле 1947 г. местом пребывания архиерея стал Ужгород, где РПЦ был возвращен кафедральный собор Воздвижения Креста Господня (в 1771-1947 униатский).

М. и У. е. в 1945-1990 гг.

К 7 февр. 1946 г., согласно докладной записке П. В. Линтура, уполномоченного Совета по делам Православной Церкви по Закарпатской обл., в области действовали 135 правосл. приходов, 7 (4 мужских и 3 женских) мон-рей, 11 (5 мужских и 6 женских) скитов; 142 тыс. верующих окормляли 136 священников.

14 июня 1946 г. в с. Затишном (ныне Тошнадь) Береговского р-на игум. Феофан (Сабов; бывш. администратор Мукачевско-Пряшевской правосл. епархии) и его брат свящ. Петр Сабов были убиты советскими военнослужащими.

После убийства Мукачевского греко-католического еп. Теодора (Ромжи) правосл. архиереи Станиславской, Дрогобычской и Мукачевской епархии, епископы Антоний (Пельвецкий), Михаил (Мельник) и Нестор (Сидорук), в янв. 1948 г. обратились к Первому секретарю ЦК КП(б) Украины Н. С. Хрущёву с письмом, в к-ром осудили тактику борьбы с греко-католиками. Возможно, это письмо послужило поводом к тому, что 3 июня 1948 г. еп. Нестор (Сидорук) был перемещен на Курскую кафедру. Управление М. и У. е. было передано архиеп. Львовскому и Тернопольскому Макарию (Оксиюку). В отчете за 1948 г., поданном в Патриархию, он указал, что после освобождения Закарпатья от венг. оккупантов количество правосл. приходов увеличивалось в основном за счет присоединения к Православию бывших униатских приходов. В кон. 1944 г. в Православие перешло 27 греко-католич. приходов, в 1945 г.- 39, в 1947 г.- 5 приходов и монастырь на Чернечьей горе в Мукачеве, в 1948 г.- 23 прихода. В приходах священники вели учет церковных средств по кассовым книгам, вводились инвентарные и материальные книги. В 1948 г. были случаи, когда финансовые органы облагали священников слишком высокими подоходными налогами. Материально-бытовые условия жизни приходского духовенства в 1948 г. по сравнению с предыдущими годами ухудшились. Главным источником содержания приходского духовенства были земельные наделы, которыми не все духовенство было обеспечено. Кроме того, были добровольные пожертвования от верующих натуральными продуктами.

28 авг. 1948 г., на праздник Успения Пресв. Богородицы, в Свято-Николаевском мон-ре в Мукачеве богослужение совершили архиеп. Львовский, Тернопольский и Мукачевско-Ужгородский Макарий, еп. Станиславский и Коломыйский Антоний (Пельвецкий) и еп. Дрогобычский и Самборский Михаил (Мельник). Кроме того, в Мукачево прибыли инициатор созыва Львовского Собора протопресв. Гавриил Костельник и еще 40 священников.

В 1948 г. архиеп. Макарий создал миссионерский комитет при Епархиальном управлении. В составе М. и У. е. действовало 18 благочиний: Бедевельское, Билецкое, Буштынское, Велико-Бычковское, Виноградовское, Воловецкое, Ольховское, Завидовское, Изское, Кушницкое, Липецкое, Мукачевское, Ракошинское, Раховское, Свалявское, Синевирское, Теребельское, Хустское. В 1949 г. в результате работы правосл. епископов и под давлением советской власти в Православие перешли 206 униат. приходов и 132 приписные церкви, после чего было создано еще 9 благочиний (всего 27): Береговское, Велико-Березнянское, Воловецкое, Вилокское, Иршавское, Перечинское, Среднянское, Ужгородское, Чинадиевское. В епархии насчитывалось 18 монастырей и скитов.

Указом патриарха Московского и всея Руси Алексия I и Синода от 18 марта 1950 г. временным управляющим М. и У. е. был назначен еп. Иларион (Кочергин), 24 июля он был утвержден на кафедре. По согласованию с уполномоченным по делам РПЦ еп. Иларион перевел свою резиденцию из Ужгорода в Мукачево. 14 июня и 23-24 окт. 1950 г. еп. Иларион провел 2 съезда воссоединенных благочинных. Не желая мириться с злоупотреблениями со стороны местной власти в отношении правосл. Церкви, еп. Иларион 1 нояб. 1950 г. составил рапорт на имя председателя Совета по делам РПЦ Карпова, в к-ром указывал на то, что во мн. случаях сельские власти, занимая помещения, в к-рых жили священники, не предоставляли им других (в селах Антоновка (ныне Анталовцы), Зняцево Мукачевского окр.) или предлагали помещения, непригодные для жилья (в селах Н. Ворота Воловецкого окр., Ракошино Мукачевского окр.).

С кон. 1944 до 1956 г. в епархии за «антисоветскую агитацию и пропаганду» было осуждено 13 правосл. священников и монахов (один умер). В нач. 1950 г. по обвинению в сотрудничестве с «антинародными бандами» были арестованы и привлечены к судебной ответственности мн. представители правосл. монашества.

Советская атеистическая система боролась с монашескими общинами. В 1947-1952 гг. были ликвидированы скиты в селах Колочаве, Гороки и Батьеве и при епископской резиденции в Мукачеве. 8 сент. 1952 г. еп. Иларион издал приказ о ликвидации скита в с. Дубровка Иршавского р-на. В том же году упразднили муж. скит Колесарево в Хусте. 23 мая 1953 г. был закрыт жен. скит в с. Иза Хустского р-на.

5 сент. 1956 г. епископом Мукачевско-Ужгородским был назначен Варлаам (Борисевич). Он реорганизовал систему управления приходами в Закарпатье, сократив число благочиний до 15.

В окт. 1958 г. Совет министров СССР принял ряд постановлений, направленных на ликвидацию монастырей. Советы министров союзных республик за полгода обязаны были изучить вопрос сокращения числа мон-рей. Рекомендовалось установить повышенные ставки налога с земельных участков. В мон-ри запрещалось принимать лиц, не достигших 30 лет. Во исполнение постановлений Совета министров СССР от 16 окт. 1958 г. «О монастырях в СССР» и «О монастырях в РСФСР», а также решения исполкома Закарпатского обл. совета от 17 нояб. 1958 г. «О православных монастырях» районные исполкомы приняли соответствующие резолюции. Хустский райисполком 13 дек. 1958 г. постановил ограничить землепользование мон-рей, лишние земли передать колхозам района. Аналогичное решение принял 19 февр. 1959 г. Тячевский райисполком. Гос-во облагало мон-ри и скиты налогами, как денежными, так и натуральными. Ежегодно настоятель составлял отчет, в к-ром фиксировались все доходы и расходы мон-ря, изменения в численности жителей и количестве домов. Ликвидация мон-ря или скита готовилась тщательно: уполномоченный лично проводил беседы с монахами или монахинями, объясняя политику правительства и партии, для каждого мон-ря составляли отдельный документ, куда вносились списки насельников мон-ря, имена их родственников и близких. В 1959 г. были ликвидированы мон-ри и скиты в селах Иза-Карпутлаш, Городилово близ Хуста, Копашново, Драгово. Помещения передавались колхозам, монахов и монахинь переводили в др. обители. В том же году прекратили существование скиты в селах Приборжавское и Бедевля и жен. мон-рь в с. Домбоки.

Согласно отчету уполномоченного Совета по делам РПЦ С. Т. Олеоленко, по состоянию на 1 янв. 1961 г. в Закарпатской обл. действовали 1 мужской (в с. Теребля) и 3 женских мон-ря (в Мукачеве и селах Липча и Чумалёво), в к-рых проживало соответственно 13 и 290 чел. В нач. мая 1961 г. было принято решение о закрытии муж. мон-ря в с. Теребля. 24 июня того же года Закарпатский облисполком принял постановление о ликвидации жен. обители в с. Липча. Хустскому райисполкому поручалось решить вопрос о трудоустройстве монахинь, нетрудоспособных отправляли в дома престарелых. Земля, а также помещения и др. имущество передавали обл. отделу образования для использования под школы-интернаты. Т. о., после 1961 г. в М. и У. е. сохранились 2 жен. мон-ря (в Мукачеве и Чумалёве).

В 1985-1989 гг. М. и У. е. начала постепенно возрождаться. В Мукачевском мон-ре в 1985 г. подвизалось 95 насельниц, в Чумалёвском - 35 насельниц. На территории епархии было 7 благочинных округов (Береговский, Виноградовский, Межгорский, Мукачевский, Ужгородский, Тячевский, Хустский), действовало 419 храмов (404 сельских, 15 городских, из них 296 каменных, 123 деревянных).

М. и У. е. в 1991-2017 гг.

В нач. 90-х гг. XX в. в структуру управления епархией входили Епархиальный совет и советы благочинных. На 31 дек. 1991 г. было организовано 16 благочиний: Береговское, Великоберезнянское, Виноградовское, Королёвское, Воловецкое, Иршавское, Мукачевское, Великолуцканское, Межгорское, Ужгородско-Среднянское, Перечинское, Раховское, Свалявское, Сокирницкое, Тячевское, Хустское. Общее число духовенства - 306 (из них 6 диаконов).

В 1991 г. в епархии действовало 8 мон-рей: мукачевский Свято-Николаевский, Свято-Вознесенский в Чумалёве, Свято-Троицкий в Городилове, Свято-Серафимовский в Приборжавском, Свято-Успенский в Угле, Свято-Михайловский в Забродье, Рождество-Богородицкий в Липче, Свято-Успенский в Домбоках. Кроме того, православными было построено и освящено 14 храмов. В 1992 г., согласно решению облисполкома, более 40 храмов было передано на совместное богослужение с греко-католиками.

Собор в честь Вознесения Господня в Ужгороде. 2007 г. Фотография. 2013 г.Собор в честь Вознесения Господня в Ужгороде. 2007 г. Фотография. 2013 г.Указом Синода УПЦ от 29 июля 1994 г. от М. и У. е. была отделена Хустская и Виноградская епархия. В границах епархии осталось 9 благочиний: Береговское, Великоберезнянское, Иршавское, Мукачевское, Великолуцканское, Перечинское, Ужгородское, Среднянское, Свалявское (общее количество храмов - 225, священников - 146).

В М. и У. е. работают епархиальные отделы: семьи и молодежи, издательский, религ. образования, катехизации и миссионерства, литургико-богословский, по организации паломничеств. В 2011 г. архиеп. Мукачевский и Ужгородский Феодор (Мамасуев) создал протокольную службу, отделы по делам церковного строительства и архитектуры, по взаимодействию с Вооруженными силами и др. воинскими формированиями, по работе с учреждениями пенитенциарной системы, по связям с общественностью и представителями власти в Закарпатской обл., информационный.

С 2002 г. священники епархии осуществляют служение в Ужгородском СИЗО № 9. На территории учреждения в 2000-2010 гг. был возведен храм вмц. Анастасии.

Отдел социального служения и благотворительности с 1999 г. учредил пастырскую опеку над ужгородским медико-социальным реабилитационным центром «Дорога жизни». Священнослужители центра организуют паломнические поездки по св. местам Украины, совершают богослужения, организуют отдых детей, помогают центру продуктами питания, закупают одежду и обувь, проводят благотворительные концерты и т. д.

С 1991 г. правосл. духовенство епархии сотрудничает с семейным домом благотворительного фонда «Новая семья», домами-приютами для детей-сирот. По благословению архиеп. Феодора мн. дети-сироты приняли крещение в Свято-Воскресенском муж. мон-ре в Ужгороде.

В февр. 2010 г. в стенах Гос. службы охраны в Мукачеве архиеп. Феодор освятил часовню в честь Покрова Пресв. Богородицы, в сент. 2010 г. в Мукачевском военном лицее - часовню во имя вмч. Георгия Победоносца. 14 февр. 2011 г. епархия заключила договор о сотрудничестве с Всеукраинским христианско-военным братством. Архиеп. Мукачевский и Ужгородский Феодор является духовником ассоциации боевых искусств свт. Николая Чудотворца Закарпатской обл.

В епархиях Закарпатья действуют воскресные школы (в г. Перечине, селах Заречево, Порошково, Дубриничи, Турички Перечинского р-на, Заболотное и Ольховка Иршавского р-на, Мукачеве, с. Станове Мукачевского р-на, Ужгороде, пос. Тересва).

С нач. 1990 г. правосл. епархии Закарпатья выпускали неск. периодических изданий. С 1990 по 1992 г. в М. и У. е. издавалась газ. «Єпархiальний вiсник», с 1992 г.- «Єпархiальнi вiстi». В 2008 г. был учрежден ж. «Православний лiтопис». Создан офиц. сайт епархии. Епархиальный издательский отдел опубликовал книги «Монастирi Закарпаття» (1994), «Колядки» (1998) и др.

Священнослужители епархии регулярно выступают на местных телевидении и радио. М. и У. е. с 2011 г. реализует несколько духовно-просветительских медиапроектов: телепрограммы «Духовне джерело» (ТРК «М-Студио), «Одкровення» (ЗОДТРК «Тиса-1»), радиопрограмму «Джерела духовностi» (Украинское радио (УР-1)).

В 2015 г. создан Историко-архивный отдел, целями работы которого являются сохранение и публикация исторического наследия М. и У. е., а также сбор и систематизация архивных документов.

На территории М. и У. е. действуют правосл. молодежные братства. Вместе с отделом по делам семьи и молодежи они устраивают творческие встречи, концерты, посещения детских домов, больниц, тюрем, организуют работу молодежных лагерей.

Богословско-исторический научно-исследовательский центр им. архим. Василия (Пронина) создан по благословению архиеп. Феодора в 2008 г. Сотрудники центра разработали устав и долгосрочную программу научных исследований по изучению богословского наследия закарпатских правосл. деятелей, истории правосл. Церкви на территории области и в смежных регионах. Центр издает книги, сборники статей, «Научные записки», организует научные конференции. Так, 11 сент. 2010 г. епархиальное руководство и научный центр провели Всеукраинскую научно-практическую конференцию, посвященную 650-летию Мукачевского мон-ря,- «Мукачевский Свято-Николаевский монастырь на Чернечьей горе: история и современность».

Святыни

Основными святынями епархии являются часть десницы прп. Моисея Угрина (Николаевский женский мон-рь в Мукачеве, перенесена архиеп. Мукачевско-Ужгородским Евфимием в 1996 из Киево-Печерской лавры); икона Божией Матери «Скоропослушница» (Успенский жен. мон-рь в с. Домбоки Мукачевского р-на; написана на Афоне, передана патриархом Иерусалимским Тимофеем в дар православным Карпатской Руси в 1937); икона Божией Матери «Скоропослушница» (Николаевский жен. мон-рь в Мукачеве), Иверская икона Божией Матери (Иоанно-Предтеченский жен. мон-рь в с. Дубровка Иршавского р-на); Иерусалимская икона Божией Матери (Воскресенский муж. мон-рь в Ужгороде); икона св. Марии Магдалины (жен. мон-рь во имя равноап. Марии Магдалины в с. Заречеве Перечинского р-на); Казанская икона Божией Матери (муж. мон-рь в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Тишев Воловецкого р-на); икона Божией Матери «Умиление» (Серафимовский жен. мон-рь в с. Приборжавском Иршавского р-на); икона Божией Матери «Семистрельная» (Введенский жен. мон-рь в с. Кушница Иршавского р-на); Феодоровская икона Божией Матери (Кирилло-Мефодиевский жен. мон-рь в г. Свалява); икона Божией Матери «Неустанная помощь» (р-н Дравцы в черте Ужгорода).

Архиереи

Мукачевские епископы: Иоанн (не позднее 1491-1498); Василий (Владислав) (1551-1552, 1561?); Иларий (Иларион) (1556-1561); Евфимий (1561-1567); Василий (1568-1597); Амфилохий (1569, 1596); Гавриил (1599); Сергий (1600, 1601(?)-1616); Петроний (1600?); Софроний (1600(?), 1614(?)); Евфимий (Евтихий) (1618); Софроний (1620); Петроний (1623-1626); Иоанн (Григорович; 1627-1633); Василий (Тарасович; 1633?); Порфирий (Ардан (Арден); 1640-1643); Софроний (Юсько; 1646); Иоанникий (Зейкан; 1652-1686; перенес резиденцию из Мукачева в Имстичевский мон-рь); Мефодий (Раковецкий; 1687-1693).

Мукачевско-Пряшевские (СПЦ) епископы: Дамаскин (Грданичкий; 1931-1938); Владимир (Раич; 1938-1945; устранен венграми в 1941); администраторы: игум. Феофан (Сабов; 1941, 1944-1945), прот. Димитрий Беляков (1945).

Мукачевско-Ужгородские епископы: Нестор (Сидорук; с 14 окт. 1945 епископ Уманский, управляющий Мукачевско-Пряшевской епархией, с 24 окт. 1945 по 3 июня 1948 епископ Мукачевско-Ужгородский); Макарий (Оксиюк), Львовский, Тернопольский и Мукачевско-Ужгородский (3 июня 1948 - 18 марта 1950); Иларион (Кочергин; 17 марта 1950 - 5 сент. 1956); Варлаам (Борисевич; 5 сент. 1956 - 5 июля 1961); Николай (Кутепов; 10 сент. 1961 - 9 окт. 1963); Иосиф (Савраш; 9 окт.- 9 нояб. 1963); епископ Ивано-Франковский, в. у.; Боголеп (Анцух; 9 нояб. 1963 - 5 февр. 1965); Григорий (Закаляк; 5 февр. 1965 - 18 марта 1977); Савва (Бабинец; 18 марта 1977 - 26 июня 1985); Дамаскин (Бодрый; 26 июня 1985 - 1 июля 1989); Евфимий (Шутак; 28 авг. 1989 - 19 янв. 2000; с 1996 архиепископ); Агапит (Бевцик; 26 июля 2000 - 14 дек. 2007); Марк (Петровцы; 14-23 дек. 2007; архиеп. Хустский, в. у.); Феодор (Мамасуев; с 23 дек. 2007; с 2009 архиепископ).

Монастыри

Действующие: ужгородский Воскресенский мужской (в Ужгороде, основан в 2002); Тишевский Казанско-Богородичный мужской (в с. Тишев Воловецкого р-на, основан в 1996); Каменский Пантелеимоновский мужской (в урочище Каменка близ с. Осой Иршавского р-на, основан в 2005); Селецкий Иоанно-Богословский мужской (в с. Сельце Иршавского р-на, основан в 2010); Костринский Покровский мужской (в с. Кострина Великоберезнянского р-на, основан в 2001, утвержден Синодом в 2006); Ракошинский Покровский мужской (в с. Ракошине Мукачевского р-на); Кичерновский Успенский мужской (в с. Кичерном Воловецкого р-на, основан в 2003); Заболотновский Георгиевский мужской (в с. Заболотном Иршавского р-на, основан в 2010); Ворочевский Покровский мужской (в с. Ворочеве Перечинского р-на; основан в 2012); Приборжавский Серафимовский женский (в с. Приборжавском Иршавского р-на, основан в нач. 30-х гг. XX в. как муж. скит, в 1938 преобразован в женский, закрыт в 1959, возобновлен в 1990); Кушницкий Введенский женский (в с. Кушница Иршавского р-на, основан в 2002); Дубровский Иоанно-Предтеченский женский (в с. Дубровка Иршавского р-на, основан в 1925 как муж. скит, закрыт в 1952, возобновлен в 2000); свалявский Кирилло-Мефодиевский женский (в г. Свалява, основан в 1992); Николаевский женский (в Мукачеве, основан в 1360 как пещерный мужской, с 1646 по 1947 греко-католический, в 1947 возобновлен как мужской, но в том же году преобразован в женский); Домбокский Успенский женский (в с. Домбоки Мукачевского р-на, основан в 1932, закрыт в 1959, возобновлен в 1990); Заречовский Марие-Магдалинский женский (в с. Заречове Перечинского р-на, основан в 2010); Суховский Владимирский муж. скит (в с. Сухом Великоберезнянского р-на, основан в 2015); Покровский мужской (в с. Ракошине Мукачевского р-на, основан в 2002); Чинадиевский мужской в честь Почаевской иконы Божией Матери (в с. Чинадиеве Мукачевского р-на, основан в 2003); Всехсвятский Красногорский мужской (в Мукачеве, основан в 2006).

Упраздненные: в совр. с. Заречье Иршавского р-на (основан в 1689, в 1750 присоединен к Имстичёвскому мон-рю); в совр. с. Имстичёве Иршавского р-на (первые упоминания в 1654, в 1727 перешел в унию); в совр. с. Кричеве Тячевского р-на (основан в 1693, закрыт в 1788); в совр. с. Белая Церковь Раховского р-на (основан в XIV в., закрыт в 1788); в совр. с. Вел. Бычков Раховского р-на (основан в 1719, закрыт в 1788); возле совр. с. Тересва Тячевского р-на (основан в 1389); в совр. с. Монастырец Хустского р-на (упом. в документах в 1555); на горе Городище и в урочище Телятник возле совр. с. Белки Иршавского р-на (точных данных об основании и о закрытии нет); в урочище Глотково возле совр. с. Майдан Межгорского р-на (точных данных об основании и о закрытии нет).

Арх.: Арх. Управления Службы Гос. Безопасности в Закарпатской обл. (9 док-тов); ГА Закарпатской обл. Ф. 2: Президiя Крайового управлiння Пiдкарпатськоï Русi, м. Ужгород. Оп. 2; Арх. Мукачевской Православной епархии; Арх. Хустской Православной єпархии; Мемуары архим. Алексия: (Несколько отрывков из истории борьбы за святое Православие, рассказанной архим. Алексием (Кабалюком), зап. иноком Алексием (Дехтеревым) // Фейсак И. Православие в Подкарпатской Руси и Вост. Словакии после Первой мировой войны. Загорск, 1980. Прил. С. 1-27 Маш.
Ист.: Шематизм Православноï Мукачiвськоï єпархiï на 1942 р. // Церк. календар на 1943 г. Мукачево, 1942. С. 115-128; Вiсник НРЗУ [Народноi ради Закарпатськоï Украïни]. 1945. 15 квiтня. С. 90; 20 квiтня. С. 114-115; 1 травня. С. 113, 115, 118, 120-121; Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни: Восп. М., 1994; Лист делегацiï правосл. духовенства Мукачево-Пряшiвськоï єпархiï до Й. Сталiна про включення Закарпатськоï Украïни до складу СРСР, 18 лист. 1944 г. // Культурне життя в Украïнi: Захiднi землi: Док-ти i мат-ли. К., 1995. Т. 1. С. 227-229; Возз'єднання: Зб. архiвних док-тiв та матерiалiв (травень 1944 - сiчень 1946 рр.). Ужгород, 1999. С. 200-201, 212-231; Житiє прп. Алексiя Карпаторуського, сповiдника. Хуст, 2001.
Лит.: Жаткович Ю. Єпископи Мараморошские // Листок. 1891. № 7. С. 22; Бескидский. Из истории восстановления Правосл. веры в южнокарпатской Руси // Правосл. Рус. календарь на 1930 г. Владимирова, 1929. С. 43-63; Закарпатський П. Православна Церква на Закарпаттi // Правосл. вiсник. 1948. № 5. С. 146-157; Архиеп. Савватий (Врабец) // ЖМП. 1953. № 8. С. 52; Харлампов П. К истории правосл. монашества на Закарпатье // Там же. 1957. № 5. С. 61-65; Ванат I. Нариси новiтньоï iсторiï украïнцiв Схiдноï Словаччини (1918-1938). Братислава; Пряшiв, 1979. Кн. 1; Магочiй П. Р. Формування нацiональноï самосвiдомостi: Пiдкарпатська Русь (1848-1948). Ужгород, 1994; Пагиря В. Монастирi Закарпаття (1360-1939). Мукачево, 1994; Бенько Н. Мiжконфесiйнi вiдносини на Закарпаттi в полiтичних подiях 1938-1939 рр. // Наук. зб. Закарпатського краєзнавчого музею. Ужгород, 1996. Вип. 2. С. 103-119; Палiнчак М. М. Державно-церковнi вiдносини на Закарпаттi та в Схiднiй Словаччинi в 20 - сер. 30-х рокiв ХХ ст. Ужгород, 1996; Пащенко В. О. Православ'я в новiтнiй iсторiï Украïни. Полтава, 1997. Ч. 1; Хланта О. Православна церква на Закарпаттi у складi Угорщини (березень 1939 - жовтень 1944 р.) // Укр. землi в роки Другоï свiтовоï вiйни: Наук.-метод. зб. Ужгород, 1998. С. 164-170; Вегеш М. Релiгiя i церква в Карпатськiй Украïнi // Iст. школа проф. В. Задорожного: Наук. зб. Ужгород, 1999. Вип. 1. С. 164-178; Гавриил (Кризина), игум. Православная церковь в Закарпатье: Век XX. К., 1999; Данко О. Православна церква на Закарпаттi // Закарпаття пiд Угорщиною 1938-1944 рр. Н.-Й.; Чiкаго; Ужгород, 1999. С. 165-181; он же. Пiдпорядкування Мукачiвськоï правосл. єпархiï юрисдикцiï Московського патрiархату // Возз'єднання: Мат-ли мiжнар. науковоï конф., присвяченоï 55-рiччю возз'єднання Закарпатськоï Украïни з Украïною (26 червня 2000 р. Ужгород). Ужгород, 2001. С. 140-145; он же. Спроба украïнiзацiï Правосл. церкви на Закарпаттi у кiнцi 1930-х рокiв // Наук. зб. Закарпатського краєзнавчого музею. 2002. Вип. 5. С. 35-39; Хланта О., Офiцинський Р. Про один iз закарпатоукраïнських епiзодiв мiжнародно-релiгiйного контексту: (Дiяльнiсть Михайла Попова, адмiнiстратора Мукачiвськоï правосл. єпархiï у 1938-1944 роках) // Украïна на мiжнароднiй аренi у ХХ ст.: Наук.-метод. зб. Ужгород, 2000. С. 61-84; Марьина В. В. Закарпатская Украина (Подкарпатская Русь) в политике Бенеша и Сталина, 1939-1945 гг.: Докум. очерк. М., 2003; Пап С. Iсторiя Закарпаття. Iвано-Франкiвськ, 2003. Т. 3; Максимишинец В., прот. История Правосл. Церкви в Карпатской Руси. Ужгород, 2004; Василий (Пронин), архим. История Правосл. Церкви на Закарпатье. К., 2005; он же. Собр. тр. / Сост.: А. Монич, Ю. Данилец. Ужгород, 2010. Т. 1; Войналович В. Партiйно-державна полiтика щодо релiгiï та релiгiйних iнституцiй в Украïнi 1940-1960-х рокiв: Полiтологiчний дискурс. К., 2005; Данилець Ю. В. Обмеження дiяльностi православних монастирiв Закарпаття в 1945-1961 рр. // Наук. вiсник Ужгородського ун-ту. Сер.: Iсторiя. 2005. Вип. 13. С. 161-165; он же. Православнi монастирi Хустського р-ну (ХХ ст.). Ужгород, 2005; он же. Православна церква на Закарпаттi у 1-й пол. ХХ ст. Ужгород, 2009; он же. Православна церква на Закарпаттi в роки Другоï свiтовоï вiйни // Закарпатська Украïна: Перспективи та реалiï розвитку: Мат-ли Всеукраïнськоï науковоï конф., присвяченоï 65-й рiчницi возз'єднання Закарпатськоï Украïни з Радянською Украïною (Ужгород, 24 червня 2010 р.). Ужгород, 2010. С. 32-40; он же. Перехiд закарпатських правосл. громад пiд юрисдикцiю Руськоï правосл. церкви // Iсторiя релiгiй в Украïнi: Наук. щорiчник. Львiв, 2010. С. 315-321; он же. Православна церква на Закарпаттi в умовах радянськоï влади (1945-1961 рр.) // Cirkev v okovách totalitného režimu: Likvidácia Gréckokatolíckej cirkvi v Československu v roku 1950. Prešov, 2010. S. 439-449; он же. Ликвидация православных мон-рей и скитов на Закарпатье в 1950-1960-х гг. // Гос-во, общество, Церковь в истории России ХХ в.: Мат-лы Х Междунар. науч. конф. (Иваново, 16-17 февр. 2011 г.). Иваново, 2011. Ч. 1. С. 151-155; Marek P., Bureha V., Danilec J. Arcibiskup Sawatij (1880-1959): Nástin života a díla zakladatelské postavy pravoslavné církve v Československé republice: K 50. výročí úmrtí (1959-2009). Olomouc, 2009; Данилец Ю. В., Пимен (Мацола), иером. Православные мон-ри Закарпатья: Путев. К., 2010.
Ю. В. Данилец, В. Г. Пидгайко
Рубрики
Ключевые слова
См.также